Настя Голубева писал(а): ↑Вс, мар 17, 2024, 8:10
Настя низко опустила голову.
—Николай Александрович,—дрожащим голосом попросила Настя, непроизвольно шмыгая носом,—я очень хочу понять… Но у меня кажется…
—Но у меня не получается…—девочка быстро вытерла слезу. —Пожалуйста, можете еще раз объяснить? Только очень медленно… Я совсем не понимаю, откуда берется квадрат…
Вот только слёз нам тут не хватало.
Я никак не мог сообразить - Настя что, не следит за моими объяснениями, когда я уже рисую всё то, что проговариваю вслух, или же ситуация такая, что ей просто нечего делать в шестом классе, пока она не освоит программу всех предыдущих? Так складывалось, что понимание одних моментов у неё чередовалось с полным непониманием других, и мне это уже напомнило фильм про Чёрную курицу: мальчик Алёша то не знает ничего, то вдруг он знает абсолютно всё, то снова ничего не знает... Может, и у Насти в кармане есть какое-то волшебное семечко? Может, и ей всыпать, как тому Алёше, чтобы в голове немного прояснилось?
Сидит теперь плачет...
- Хорошо.
Следующие десять минут я терпеливо повторял Голубевой, откуда взялся квадрат. На новом листе при помощи линейки я опять начертил наш треугольник и убедился, что Настя его узнаёт. Я взял второй листок. На нём я начертил квадрат и указал, что стороны квадрата равны пяти сантиметрам. Убедился, что Настя понимает, что перед ней именно квадрат. Как и в нашем треугольнике, в левом нижнем углу квадрата я нарисовал маленький квадратик, означающий, что угол прямой. На всякий случай и в треугольнике, и в квадрате дописал 90°. Показывая ручкой, напомнил, что у квадрата всегда все углы прямые, но нам сейчас интересен вот этот угол с вершиной А. Объясняя, я ещё раз добился того, что Настя действительно понимает, что оба обозначенных угла и в треугольнике, и в квадрате совершенно одинаковые.
Дальше я написал формулу, по которой ищется площадь квадрата. Настя её знала: одну сторону мы умножаем на другую.
Я взял линейку и по диагонали поделил квадрат пополам...
Чтобы закрепить результат, я взял третий листок, отрезал от прямоугольника лишнее и получил квадрат. Сложил листок по диагонали и в третий раз нарисовал на нём наш треугольник. Указал вершины, прямой угол, длину сторон. Затем листок развернул.
На мой взгляд, всего этого было более чем достаточно, чтобы понять, откуда взялся квадрат. Я объяснял медленно и, если видел, что Настя путается, ещё раз повторял сказанное. Оставшиеся несколько минут занятия мы с ней посвятили решению задачи:
- Площадь треугольника...
S = (5 ∙ 5) : 2 = 12,5 см²
- Площадь круга...
S = 3,14 ∙ 5² = 78,5 см²
- Теперь из площади круга мы вычитаем площадь треугольника...
78,5 - 12,5 = 66 см²
- Всё. Это и есть площадь закрашенной области, и мы с тобой на сегодня закончили.
Строгий, но справедливый Директор Гимназии.
А также преподаватель двух предметов: Русского языка и Литературы.